четверг, 12 декабря 2013 г.

Своя судьба.

Вместо эпиграфа:
Эта песня Владимира Высоцкого, ставшая иллюстрацией в фильме "Легенда о доблестном рыцаре Айвенго", на мой взгляд, наиболее точно подходит к нашему разговору о произведениях Лукьяненко.
А начали мы вот с такой кучи "чего попало":
Сначала было предложено выбрать 4 любых предмета. Потом определиться, какой из них тёплый, какой - холодный, какой - тёмный, какой - светлый.
Разговор о выборе, об обосновании собственного выбора получился очень интересным. В результате родилось мнение, что в принципе любой предмет может быть и тёплым, и холодным, и тёмным, и светлым... Как и любой человеческий поступок. Мы часто не знаем, что именно в дальнейшем принесут наши поступки - добро или зло. Это напомнило притчу.
И именно так мы и переходим к произведениям Сергея Лукьяненко, героям которого постоянно приходится делать свой выбор.
Основное внимание мы сосредоточили на повести "Рыцари сорока островов" и цикле романов о Дозорах.
Как и большинство произведений Лукьяненко, "Рыцари сорока островов" начинаются с эпиграфа: "...дети могут воевать со взрослыми. Взрослые тоже воюют с детьми, они одичали. Но дети не воюют с детьми ни на одной планете - они ещё не посходили с ума!" (Владислав Крапивин.)
И на контрасте - планета-полигон, где дети, размещённые на сорока островах, сражаются друг с другом. Сражаются деревянными мечами, которые превращаются в стальные от твоей собственной ярости и ненависти... Поначалу Диме - главному герою - очень трудно принять эту реальность, но приходится. Приходится делать свой выбор. Постоянно, раз за разом. И, даже вернувшись с Ингой на родину, в свой мир, он понимает - "война" не окончена...
С повестью "Рыцари сорока островов" связан образ моста. Мосты - это то, что связывало острова на планете-полигоне. Но это ещё и очень давний, глубокий символ.

"МОСТ — символ соединения разрозненного и разведенного, в частности, объединения культур или планов существования. Таким символом у многих народов является радуга, представляющая собой мост между небом и землей.
Во многих религиозных верованиях душа после смерти по мосту переходит пространство, разделяющее два мира — земной и посмертный. Охваченный языками пламени ада, мост добродетельные люди пересекают легко, порочные же падают с него вниз, в адское пламя. В исламе этот мост тоньше волоса и острее лезвия ножа, так что грешники соскальзывают с него в ад, а праведники достигают рая раньше или позже, в зависимости от степени их праведности. Эти представления иллюстрируют двойственность символики моста, который не только соединяет разведенные части, но и является объектом преодоления: по мосту можно и не добраться до другого берега.
В персидской мифологии мост соединял землю и небо, подобно лестнице Иакова. В христианской традиции широко известным символом стал Мульвийский мост, на котором Константин Великий на белом коне с копьем наизготовку противостоял Максенцию.
Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999."

Или вот ещё интересные рассуждения об архетипе моста.
Другим словом - это переход, выбор...

И особо остро вопрос личного выбора, ответственности за него стоит в цикле романов: "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Сумеречный дозор", "Последний дозор", "Новый дозор".
И тоже - очень интересная эволюция эпиграфов. 

...Мы работаем с выбранными предметами, с отрывками текстов, названиями частей и эпиграфами - строим свой мост, делаем свой выбор.

Итоговое задание - описать свой мост, рассказать о нём. Я прошу - 5-6 предложений. Но вдруг все трое, не сговариваясь, словно не слышат эту просьбу и пишут до тех пор, пока не заканчивается место на листе. И это прекрасно! Значит, это вдохновение...
"Мой мост имеет своё имя Судьба, и назван он так совершенно не случайно. Этот мост ведёт нас  к детству. А судьба наша, мне так кажется, складывается на небесах, и вот, прежде чем мы попадём в детство, нам там дают свою судьбу. Эта судьба несёт в себе разные случаи, которые произойдут с тобой в твоей жизни, будь то "текст запрещён", или в какой-то момент твоей жизни время станет тебе безразлично, наверное, это когда ты будешь находиться с любимым человеком. Ведь с любимыми часов не наблюдают. А может быть, в твоей жизни ты допустишь к себе врага, но всё это означает, что каждый человек имеет свою собственную судьбу. Когда ты уже будешь наделён судьбой, перед тобой снова будут стоять преграды. Прежде чем ты попадёшь в детство, ты должен пройти свой собственный путь. Кошка - знак хитрости, ты должен будешь не попасться на чью-нибудь уловку. Жвачка - липкое место: не сиди на месте, двигайся! Пуговица - пришей её, т.е. ты должен будешь приобрести что-то новое, усвоить; и наконец, замок - он откроет тебе дорогу в твоё долгожданное и счастливое детство! Ты прошёл столько испытаний, что заслуживаешь своё детство!" (Даша Ч.)
"Мост света... Он соединяет в себе 2 грани. На первой стороне происходит борьба между светом и тьмой, добром и злом. Если ты решишь покинуть этот мир и перейти на другую сторону - Жизнь,то вход обратно тебе навсегда будет запрещён. Но это твоя судьба, и тебе решать, тебе делать выбор... Ты можешь остаться и объединить силы в одну, общую, ты можешь сражаться, можешь побеждать или проигрывать, но если только тебе небезразлична потеря своего жизненного времени. Ведь в этом мире всё очевидно: либо добро, либо зло. Но ты можешь сделать иной выбор и последовать за неизвестностью, перейдя мост Света, и только на другой стороне ты сможешь узнать, что тебя там ждёт. Достаточно только взять ключ и открыть им дверь мостовой, я уверена, ты сразу почувствуешь, что тебя уже тянет какой-то магнит, с каждым шагом ты будешь ближе к другой стороне моста, затем наверняка ты заметишь свет на другом берегу, но это будет и свет в твоей душе, который подарит надежду идти дальше. Возможно, когда ты перешагнёшь за грань моста Света, ты почувствуешь, что тебя здесь, на стороне Жизни, уже кто-то ждёт, какое-то близкое и родное существо." (Даша Р.)
"Мост Судьба.
Наши судьба и жизнь зависят от нас самих. Жизнь долгая и протяжённая, и  мы сами выбираем, из чего она будет состоять, чем будет наполнена. Моя жизнь будет состоять из каких-то тёплых моментов - это увлечения. Я начну вышивать нитками "мулине". Я буду шагать в ногу с данным временем, и поэтому в моей жизни будут присутствовать какие-либо вещи технического прогресса - например, флешка.
Вход в мою жизнь разрешён, как в ракушку. Если люди с хорошими добрыми, тёплыми намерениями, то войдут в мою жизнь навсегда. А вот плохих людей, я надеюсь, не будет. В моём сердце нет для них места.
Складывание судьбы - общее дело. У меня же есть друзья, семья, близкие. Как же сложится моя судьба без них? Конечно, они мне необходимы.
Это мой макет моста под названием "Судьба".
Каждый вправе сам выбирать материал, опору, внешний вид для своей "Судьбы"... (Ксюша С.)

И всё-таки, как же понять, правилен ли твой выбор?
На мой взгляд, наиболее полный ответ дают заключительные слова последний книги о Дозорах ("Новый дозор"):
"Вот так всегда!
А как хотелось бы знать, правильно ли ты поступил.
Но никто и никогда не даст на это ответа.
Даже Сумрак."

P.S. А есть у Сергея Лукьяненко ещё одна дилогия, где тоже говорится о том, как сложно человеку сделать свой выбор и понять, правилен ли он... О ней я писала здесь. Очень надеюсь, что и эти произведения станут когда-нибудь интересны вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий