пятница, 13 декабря 2013 г.

"Каждый выбирает по себе..."

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Сергей Никитин.

Наша последняя встреча снова началась с видео: "Баллада о времени" Владимира Высоцкого, прозвучавшая в фильме "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго".
Мы сравнивали тот текст, который звучит в фильме, с полным текстом баллады. Почему именно  в такой редакции прозвучала баллада в фильме? Как меняется смысл с убранным отрывком? Какой смысл несёт это баллада для нас - изучающих современную литературу?
Последнее занятие курса, подводя итоги тому, о чём рассуждали на протяжении предыдущих занятий, устремляет нас в будущее. 
Именно поэтому мы говорили о том, что человечество, писатели, книги всегда пытались представить, как будет выглядеть будущее. И очень долго представления о мире будущего были практически идентичны представлениям об идеальном мире.  Вот почему так много было создано романов-утопий (например, мечты Томазо Кампанелла о "Городе Солнца"). Затронули в разговоре произведения Ивана Ефремова, на мой взгляд, незаслуженно лишённые в наше время внимания. Мир, о котором рассказывает в своих романах Ефремов, это тоже утопия? Наверное, это тема отдельного разговора, для которого - как минимум - эти произведения надо прочитать...
Более подробный разговор о трилогии Ника Горькавого "Астровитянка". Поскольку эти романы не прочитаны, я коротко познакомила с сюжетом. А чтобы окунуться в тот мир, который окружает героев (особенно в Лицее), предложила для знакомства две статьи - "Иллюзия гравитации" и "Теория струн". Для меня очень важным и интересным в трилогии  стала именно атмосфера "погружённости в науку", окутывающая героев постоянно. Это мы и пытались прочувствовать на себя. И понимаем, как мало мы всё-таки ещё способны понимать, концентрируясь только на тех предметах, которые необходимы нам для поступления в ВУЗ или работы. Как правильно говорит один из профессоров: 
"Наука едина! – загремел яростно Ван-Теллер. – Природа не знает деления на химию, биологию и психологию, это придумали мы – люди, а вернее – те жалкие людишки, которые не смогли вместить в своих черепушках знание целиком. Поэтому они разрезали его на кусочки, рассовали в разные головы, и сейчас ни одна голова не знает, что делать с этими обрывками и как понять наш единый мир!"
А мы это забываем... И "на закуску" - статья о "радужной гравитации" из первоисточника - на английском языке. Тоже не очень хорошо понятая нами.
Дальше мы просто читаем и обсуждаем некоторые цитаты из книги:
"Ноги не слушались, шея горела, мамы не было — одиночество девочке совсем-совсем не нравилось. Но ни плач, ни истерики не помогали — жить приходилось не так, как хотелось, а так, как получалось.

Литература для взрослых нужна, но бесполезна, ибо опоздала. Дети и подростки — единственная аудитория, чьё интеллектуальное развитие ещё не безнадёжно. У пятнадцатилетних людей мозги острее бритвы. Они ещё не умеют их применять и мало знают о мире, но дайте им достойную, твёрдую пищу для ума, не заставляйте их жевать манную кашу! Если детей не принимать всерьёз, они не вырастают до самой старости.

Значит, вот как надо поступать, если не хочешь жить расплющенным: нужно биться со своим страхом до изнеможения, долго и насмерть… либо ты его раздавишь, либо сам умрёшь!


– И что же настанет – свобода, равенство и братство?
– Нет. Мы, люди, не можем быть свободны друг от друга, и мы не равны по природе своей. Мы не можем стать братьями, потому что больше всего заботимся о себе – ещё бы на детей хватило нашего сердца. Я просто хочу жить в мире, где нет сирот и никто не стреляет в спину, а ум ценится больше кулаков. Я хочу такой мир, в котором нет сверхлюдей, диктующих свою волю, зато у каждого человека есть реальный шанс заработать своё счастье. Это много?
– Невообразимо много. И ты всерьёз надеешься победить?
– Конечно! Иначе даже начинать не стоит.

Будущее — это и цель, и оружие.

Джерри, ты вырос среди людей. В тебе с детства живёт подспудная уверенность, что кто-то, умный и всесильный, придёт и вовремя обо всём побеспокоится. Но я выросла одна, и у меня нет иллюзий по этому поводу. У человечества НЕТ могущественных тайных защитников. У него есть ты и я, Дзинтара и Хао, и ещё другие — умные и не очень, но старающиеся помочь. И это всё. Если мы не спасём мир — его никто не спасёт.

Одна строчка может стоить жизни. Часто жизнь пролетает не оставляя даже слова.

Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Данте.)


Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.(Аврелий.)

А если оба варианта тебе не нравятся — то нужно искать третий.

Мы скоро станем бессмертными — это не проблема.
Проблема — как бессмертным людям научиться жить не мёртвыми."
Впрочем, об этой трилогии я уже подробно рассуждала в сообщении "Будущее как оружие". Хотя, конечно, вчера разговор получился в несколько ином ключе.

И финалом нашего занятия и курса стал своеобразный "рекомендательный" список, который мы составили сообща.
Книги, которые надо прочитать каждому.
1. Дж. Роулинг "Гарри Поттер".
2. Дж. Остин "Гордость и предубеждение".
3. Селлинджер "Над пропастью во ржи". (2 - т.е. 2 человека указали эту книгу).
4. Все произведения Э.-М. Ремарка.
5. Гальего "Белое на чёрном". (2)
6. А. К. Дойл "Записки о Шерлоке Холмсе".
7. Книги Сесилии Ахерн.
8. Марк Леви "Между небом и землёй" (и остальные книги).
9. Л.Н. Толстой "Война и мир".
10. "Я не знаю, какую книгу стоит прочитать каждому. Может быть, Библию."
11. Л. Чарская "Княжна Джаваха", "Сибирочка".
12. Гоголь "Ночь перед Рождеством".
13. Тургенев "Отцы и дети".
14. А. Грин "Алые паруса".
15. К. Маккалоу "Поющие в терновнике".
16. С. Коллинз "Голодные игры".
17. Н. Горькавый "Астровитянка".
18. А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом".
19. Голсуорси "Сага о Форсайтах".
Книги, которые НЕ надо читать.
1. "Книги, которые вас не развивают, от которых вы можете отупеть. (Например, Советы от Перис Хилтон.)
2. Фонвизин "Недоросль".
3. Салтыков-Щедрин "История одного города".
4. "Я думаю, читать нужно разные книги. И, уже прочитав их, человек сам складывает своё мнение о них."
5. Ужасы.
6. Книги "звёзд" - Оксана Робски, Ксения Собчак, Донцова.
Самая важная книга.
1. "Для меня все книги важны".
2. Библия. (3)
3. Волшебные сказки.
4. Коран.
5. Дефо "Робинзон Крузо".
Самая бесполезная книга.
1. Грибоедов "Горе от ума".
2. Шекспир "Ромео и Джульета".
3. Шекспир "Гамлет".
4. А.С. Пушкин "Медный всадник".
5. С. Майер "Сумерки".
6. "Не знаю. В каждой книге можно найти хотя бы каплю пользы."
7. Салтыкаов-Щедрин "История одного города".
8. Н.В. Гоголь "Мёртвые души".
Книги, которые меня потрясли, изменили мой внутренний мир.
(Кстати, что касается меня, то вот на этот вопрос я часто отвечаю по-разному. Может быть, потому, что каждая книга в какой-то момент переворачивает внутренний мир.)
1. А. Дюма "Три мушкетёра".
2. С. Лукьяненко "Ночной дозор".
3. Ж. Санд "Консуэло".
4. Л.Н. Толстой "Война и мир".
5. М. и С. Дяченко "Vita Nostra".
6. Дж. Роулинг "Гарри Поттер". (2)
7. М. Митчел "Унесённые ветром".
8. Б. Догерти "Здравствуй, Никто!"
9. И.С. Тургенев "Первая любовь".
10. И. Бунин "Тёмные аллеи".
11. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".
12. Л. Чарская "Записки маленькой гимназистки".
13. А. Сьюэлл "Чёрный красавчик".
14. М. Шолохов "Судьба человека".

 Конечно, не стоит забывать, что все такие списки ОЧЕНЬ субъективны. Но для размышления - интересно!



Дорогие девочки! Огромное спасибо за эти пять занятий! Мне было очень радостно приезжать к вам, приятно работать с вами. Наши занятия мне очень много дали и для размышлений, и в эмоциональном плане. Надеюсь, они были интересны и вам.
Спасибо!!!!


3 комментария:

  1. Очень интересные списки! Нашла несколько неосвоенных мною книг. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Списки и правда весьма интересные, нужно восполнить пробелы! А Петя у меня "Орден Феникса" дочитывает. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Действительно - кое-что и мне интересно. А Петя - молодец!

    ОтветитьУдалить